воскресенье, 30 мая 2010 г.

Усилитель для саба на TDA7294

Фоторезист уже кончился, а печатной платы так и нет... (все ушло на эксперименты, целый рулон)
И вот, вспомнилось мне, что уже 3 года пылится у меня потолочный сабвуфер на 140Вт пиковой мощности PMPO. (для использования в каком-нибудь помещении типа торгового центра или кафе) Усилитель к нему нужен, а покупать специально, естественно, не позволила зеленая рептилия крепко сдавливающая органы дыхания.
Пошел я  Чип и Дип, а там вообще чуть не задохнулся. Усилитель-конструктор как они пишут 100Вт на TDA7294 стоит 560 р. Покрутив коробочку с детальками в руках пришло озарение, что с конструкцией справится даже школьник. Для экономии времени купил у них отдельно микруху TDA7294 за 260р. Я хорошо понимаю, что переплатил дважды. :)
Фоторезистивный метод пошел в первый боевой (продакшн) эксперимент.
Выбрал конструкцию отсюда: http://www.electroclub.info/invest/tda7294/hf_7293-4.htm
Там много статей про эту микросхему и все классно расписано. Одно замечание, что емкости я ставил свои, близкие к номинальным на схеме. Короче, особо не парился, но входной фильтр все же посчитал на бумажке.
 Блок питания нужен двуполярный, мощный. Идеально - тороидальный трансформатор на 100Вт, с 2 вторичными обмотками на ~25В. Но такой стоит ~1500р. Опять же свой я достал из пепла старой кассетной деки Вега 122-стерео. С ним для дома - прекрасно работает. Напряжение вторичных обмоток ~22-25 В. После выпрямления получится в ~1,4 раза больше, а это порядка 30 В, что нам и нужно. Фильтр сделал простейший, ибо стабилизатор не особо нужен. Выпрямитель на КЦ405, конденсаторы по 5000мкФ оставил родные и добавил свои по 4700 мкФ. Все смонтировал на плате которую просто начирикал перманентным фломастером от руки и протравил в хлорном железе. Перекоса по плечам не было (+-32В без нагрузки), точнее порядка 0,5 В, но это как писали где-то на форумах не страшно.  Резистор, который на схеме 0,5 Вт взял 12 Ом вместо 10 Ом и не 0,5 Вт, а 1 Вт. Емкости неполярные все керамические, конденсаторы питания неполярные на плате усилителя взял 100нФ на 250В. Такие уж были...
Вот сам саб:

JBL Control 19CS 140W
Плату, хотя и легко сделать ЛУТом, но сделана она фоторезистивным методом.
Радиатор от процессора intel celeron, дырки в нем сверлятся очень легко.
Снизу на картинке не попавший в фокус резистор на 1,5КОм, но он туда случайно попал, это ослабление входного сигнала. Вообще усилитель заработал сразу и в настройке не нуждается. Когда я все собрал в корпус - то появился фон силовой сети, достаточно мощное гудение на 50 Гц. Все еще раз перепроверил, изолировал от корпуса (корпус от блока питания компа), фон утих. Потом догадался убрать перемычку между корпусом и контактом заземления на силовом проводе. Шум удалился и больше не приходил. При отсутствии входного сигнала от динамика абсолютная тишина, никаких наводок и еле слышных гудений. Микруха порадовала вдвойне.
Вот конструкция блока питания:
Вот зеленый провод слева на рисунке нужно убрать. Иначе гудит.
Все влезает в блок питания от компьютера, кроме радиатора микросхемы. Когда динамик молчит - он чуть теплый, а то и вообще холодный. Ток покоя у микросхемы мал. Еще раз говорю - она мне понравилась. :)
Свободное пространство заполнил полипластом (типа пенопласта, токо полиэтиленовый), навесные сглаживающие конденсаторы примотал скотчем. Плата выпрямителя с моими фильтрами крепится перпиндикулярно трансу. Транс спрятан в железный корпус и не создает вокруг себя помех.
Вся конструкция в сборе (провод входного сигнала и выходного - колокольчики, провод питания - стандартный силовой от компа):

Звук приятный, чистый и мощный. Проверял на сэмплах для саба, который прогоняют частоты от 5 до 100Гц - домашние умоляли выключить - звуковое давление было значительным. :)
Короче конструкция удалась на ура, всем советую для HiFi устройств.

1 комментарий: